Стили в освещении. Лофт
Лофт, ставший мейнстримом современного интерьерного дизайна, появился в США в 30-е годы ХХ века. В пору Великой Депрессии в центре крупных городов активно освобождались промышленные помещения — фабрики, гаражи, склады, мастерские. Их хозяева либо разорялись, либо бежали за город в поисках дешёвых производственных площадей и низкой арендной платы.
Просторные индустриальные интерьеры привлекли в первую очередь художников — в цехах, складских залах они устраивали выставки, галереи, нередко и селились тут же. Они не думали о ремонте: если ты занимаешься искусством и просто ценишь каждый прожитый день, то служение покраске стен, гламурному лоску обстановки кажется бесцельно убитым временем. Так возникла, к примеру, легендарная «Фабрика» Энди Уорхолла — идеолога поп-арта и современного искусства.
На выставки и в галереи приходили люди весьма состоятельные — финансисты, адвокаты, бизнесмены, вкладывающие деньги в «перспективные» полотна и безделушки. И им нравились не только картины. Атмосфера огромных пространств, где с грубостью стен, потолков, промышленной арматурой и открытыми коммуникациями соседствуют удивительные по красоте вещи — картины, вазы, скульптуры, даже новинки бытовой техники, зеркала, а с потолка свисают светильники-лофт — обыкновенные лампочки в жестяных «абажурах» или забранные сеткой, действовала головокружительно.
Итогом стало переселение в лофты (от англ. «чердак») людей обеспеченных. Пик переселения пришёлся на 50 – 60-е годы прошлого века, но с тех пор стиль лофт не теряет актуальности. Он, как никакой другой, дарит человеку главное — свободу.
Сценарий помещения в стиле лофт – главные особенности
Популярность стиля в России сделала его гламурной пародией на первоисточник. Потому обратимся к источнику авторитетному — лекции Марины Юшкевич, искусствоведа и архитектурного журналиста.
Настоящий лофт:
- создают в помещениях с историей — в старых фабриках, заводах, водонапорных башнях, заброшенных школах, гаражах, конюшнях и т. д., всё остальное — стилизация;
- обживают, а не ремонтируют — в лофте оставляют по максимуму неоштукатуренные или обшарпанные стены, неподшитые потолки порою с обнажённой стропильной фермой, опоры, элементы коммуникаций и другие свидетельства той самой истории;
- имеет промышленные масштабы пространств — высокие, иногда чрезвычайно, потолки, большие окна с промышленной — мелкой, дробной — расстекловкой, открытые перспективы;
- оборудуется жилыми антресолями — делить высоту помещения на этажи нельзя, потому что исчезнет атмосфера лофта, а вот устроить жилые антресоли — одно из главных условий её создания;
- наполняется «бросовыми» и новыми вещами вперемежку — стол и полки, шкафчики — из паллет, светильники лофт — обычные лампочки на длинном шнуре или производственные прожектора, забранные железной решёткой, старинные лампы, найденные на свалке, а рядом — новый телевизор или дорогая кожаная мебель.
Почти всё из этого, кроме истории помещения, можно воссоздать и в подходящей по габаритам квартире. Стилизуя интерьер или действительно обживая лофт, особое внимание нужно обратить на освещение, которое само по себе может создать или убить этот стиль.
Ничего сверхъестественного не потребуется: каждый интернет-магазин светильников предлагает необходимую продукцию, просто в одном выбор больше и аутентичнее, в другом — банальнее. Чтобы не впасть в банальность и пародию, давайте познакомимся с типическими приметами светильников лофт.
Светильники в стиле лофт
Концепцию света в стиле лофт определили большие по площади и высокие пространства, промышленная история помещений. Главное её положение — светильников разного рода должно быть много, они служат акцентированию и зонированию отдельных частей лофта.
Если помещение большое, не стоит бояться и больших люстр заливного света: они не смогут захватить всё пространство, зато отлично выделят зону отдыха или приёма пищи. Вы можете выбрать любую понравившуюся люстру, особенно хороши в сочетании с обнажённой кладкой и серой цементной штукатуркой, голыми балками перекрытий люстры хрустальные. Такое сочетание создаёт очень острый контраст, драматургию интерьера, в котором все вещи собирались «по случаю». Примером подобного решения стал лофт Ленни Кравица в Сохо, проданный им в 2010 году за 12,75 миллиона долларов.
Лампа Эдисона
Лампа Эдисона — один из «китов» лофта, предмет культовый и харизматичный. Она имитирует лампу, действительно изобретённую Эдисоном, однако с некоторыми современными вариациями. Лампы бывают разных размеров, форм — трубки до 28 см длиной, круглые колбы диаметром до 25 см, классические «груши». Их можно использовать с абажурами, не скрывающими устройства прибора, однако лучше — без.
Главное украшение такой лампы, оно же — источник света, — вольфрамовая нить в виде разнообразных геометрических фигур: листообразная, петлеобразная, «шпилька», «спираль», «ёлочка», «беличья клетка».
Трековые светильники
Ранее трековыми светильниками освещали производственные помещения, магазины, офисы, теперь это типичные светильники в лофтах.
Трековые светильники состоят из шинопровода-каркаса, с чьей помощью осветительные приборы крепятся на основу. Шинопровод может быть многоуровневым, а источниками света могут служить галогенные, металлогалогенные и светодидные лампы.
Подвесные светильники-лофт
Самые яркие подвесные светильники в стиле лофт — нарочито грубые или простые, словно сварены из бросовой арматуры, выкованы без премудростей в деревенской кузне. Их элементы — подвесная арматура, «примитивные» абажуры, открытая электропроводка, выставленные напоказ патроны и лампы.
Материалом для абажура и деталей подвеса служат металл, толстое прозрачное стекло, пластмасса, грубая керамика и необработанное/плохо обработанное дерево, даже бетон. Подвешивают такие светильники на тросы, цепи, стальные струны. Характерными примерами интерьера и освещения в стиле лофт — кафе BlackBerry в Екатеринбурге, ресторан Colonie в Нью-Йорке (Brooklyn Heights).
Особенную атмосферность помещению придают разнородные — по виду, способу крепления — и при этом многочисленные светильники, расположенные рядом. Однако среди десятков мелких и средних приборов уместным окажется и несколькоодин большой, выделяющий особую зону. Такие светильники выполнят роль люстры, оставаясь «в стиле». Весьма удачно удалось сочетать разнородные по форме, размерам светильники создателям бельгийского ресторана «Джейн». Ресторан, размещённый в бывшей часовне, имеет очень высокие потолки-своды, потому огромная люстра в виде чёрного цилиндра и лучей-прутьев оказалась очень кстати — только точечное, локализованное освещение оказалось бы там недостаточным.
Каких-то исчерпывающих рекомендаций, какие светильники выбрать, обживая лофт, невозможно. Изучая интернет-магазин светильников, можно остановиться на любой модели в принципе, даже классически-роскошной. Пусть она выглядит несколько чужеродно рядом с кирпичной кладкой, зато — красиво и сама «подсказывает» историю, как рядом с грубым кирпичом и шкафом из паллет могло оказаться хрустальное великолепие…
Фотогалерея
- Комментарии
- Вконтакте